Партнер Института экономики знаний - Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон (ОЭЗ) России подготовила V Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ России.
Первое место в рейтинге в категории лучшая ОЭЗ технико-внедренческого типа заняла ОЭЗ «Технополис «Москва» (г. Москва), в категории промышленно-производственного типа лучшей была признана ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан). Особой номинации самой динамично развивающейся площадки была удостоена ОЭЗ «Алга» (Республика Башкортостан). Победители Национального рейтинга были объявлены во время пресс-конференции в ТАСС.
Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности особых экономических зон России при участии Министерством экономического развития РФ проводится с 2017 года.Целью V Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ является определение наиболее инвестиционно привлекательной ОЭЗ, обеспечивающей инвестору наилучшие условия реализации проекта в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками.
В 2021 году впервые в Национальный рейтинг были включены все ОЭЗ старше одного года. Отдельно оценивались ОЭЗ технико-внедренческого, промышленно-производственного и портового типов. Оценка производилась с учетом следующих критериев: объем вложенных инвестиций на кв. метр земельного участка площадки, введенные в эксплуатацию инфраструктурные мощности, эксперименты по мониторингу порталов ОЭЗ, качеству взаимодействия с запросами потенциальных инвесторов и т.д. Всего в рейтинге оценивались 27 ОЭЗ России.
На презентации V Национального рейтинга инвестиционной привлекательности выступали заместитель Министра экономического развития РФ Сергей Галкин, директор Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России Андрей Шпиленко, глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, победители V Национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России. «Особые экономические зоны доказали свою эффективность. Объем уплаченных в бюджет платежей резидентов ОЭЗ почти в 3 раза превысил объем полученных льгот. Платежи резидентов также превысили бюджетные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ. Резидентами уже уплачено 229 млрд рублей налогов, таможенных платежей и страховых сборов. При этом получено льгот на 84 млрд рублей. В создание инфраструктуры ОЭЗ за счет федерального и региональных бюджетов направлено около 225 млрд рублей», - прокомментировал Сергей Галкин.
Тройка лидеров ОЭЗ технико-внедренческого типа: ОЭЗ «Технополис «Москва» (г. Москва), ОЭЗ «Дубна» (Московская область) и ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан). Тройка лидеров ОЭЗ промышленно-производственного типа: ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан), ОЭЗ «Липецк» (Липецкая область) и ОЭЗ «Ульяновск» (Ульяновская область).Самой динамично развивающейся особой экономической зоной стала ОЭЗ «Алга» (Республика Башкортостан).
Выступая на пресс-конференции, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко прокомментировал: «Высокую динамику развития показала ОЭЗ «Алга» (Республика Башкортостан), при создании которой были учтены лучшие практики функционирования ОЭЗ России. Событием V Национального рейтинга стало вхождение в тройку лидеров ОЭЗ «Иннополис», которая потеснила ОЭЗ «Санкт-Петербург». В результате ОЭЗ «Санкт-Петербург» впервые за пять лет не вошла в тройку лидеров рейтинга».Как заявил Андрей Шпиленко, в 2022 году Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ России будет формироваться с учетом развивающейся экологической повестки, в которой предусмотрен целый ряд принципов устойчивого развития.
«Диалог с командой Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России помог принять нам правильные решения. Мы учитывали вопрос транспортно-логистической доступности, наличия трудовых ресурсов и инженерных коммуникаций. Поэтому мы приняли решение локализовать особую экономическую зону «Алга» в крупном промышленном узле, где рядом находится три промышленных города - Стерлитамак, Салават, Ишимбай.Приятно, что наша особая экономическая зона признана самой динамично развивающейся. Мы понимаем, что идем правильной дорогой. Во-первых, какой бы ни была ОЭЗ, какими бы ни были преференции, она не «полетит», если в целом весь инструментарий привлечения инвестиций на территории работать не будет. Поэтому мы последние годы целеустремленно и планомерно занимались тем, чтобы создать полную линейку инструментов для привлечения инвестиций. Это полная вовлеченность органов власти – республиканской, муниципальной. Во-вторых, это вовлеченность всех муниципалитетов, они также проводят предпринимательские часы, создана должность бизнес-шерифов, их задача – поддержка предпринимательства и привлечение инвестиций», - заявил Радий Хабиров.
«ОЭЗ Москвы в 2020 году развивала инфраструктуру площадок, реализовывала проекты по улучшению сервиса. Для локализации предприятий, которым характерен формат компактного размещения производственных мощностей, на площадке «Алабушево» реализован проект инновационно-лабораторных промышленных корпусов. В активную фазу вошло строительство объектов индустриального парка Руднево, который в перспективе войдет в экосистему столичной ОЭЗ. В 2020 году управляющая компания запустила платформу по подбору подходящих вакансий и стажировок на предприятиях особой экономической зоны», - отметил генеральный директор ОЭЗ "Технополис "Москва" Геннадий Дегтев.
Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ России публикуется в Бизнес-навигаторе инвестиционной привлекательности ОЭЗ и размещается на официальных сайтах Минэкономразвития России, торговых представительств России за рубежом и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.